Организация и ведение налогового учета

Согласно Федеральному закону 402-ФЗ вести бухгалтерский учёт обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей и филиалов иностранных компаний – им предоставлено право упрощённого учёта доходов и расходов.

Но для расчёта налогов необходимо также обеспечить организацию налогового учёта. И вот тут уже никаких исключений нет. И предприниматели, и иностранные представительства, имеющие обязанность уплаты налогов, обязаны вести налоговый учёт.

бухгалтерия ПРОФ учет налогов

В чём разница между бухгалтерским и налоговым учётом

Разная конечная цель.

Цель бухгалтерского учёта – формирование отчётности, наиболее полно отражающей финансово-хозяйственную деятельность компании. Цель ведения налогового учёта — расчёт налогов.

Разные пользователи отчётности.

Основные пользователи налоговой отчётности – государственные органы. Бухгалтерская отчётность необходима руководству и собственникам компании, банкам при рассмотрении заявки на кредит, потенциальным инвесторам для принятия решения о финансировании.

Указанные различия являются основной причиной расхождений между данными бухгалтерского и налогового учёта в части признания доходов и расходов, начисления амортизации, порядка формирования резервов.

Поскольку принципы и методы налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, определяются налогоплательщиком самостоятельно, самый оптимальный вариант для организации налогового учёта на предприятии – использовать регистры бухгалтерского учёта, дополняя их необходимыми изменениями.


Не все так просто

На первый взгляд, достаточно просто. На самом деле, в организации налогового учёта существует много незаметных на первый взгляд подводных камней. Здесь необходима, по крайней мере, консультация специалиста.

А ещё лучше доверить постановку налогового учёта профессионалам или передать его на аутсорсинг!

Профессиональная постановка на налоговый учет и оптимизация налогов

бухгалтер в синей блузкеКомпания «Бухгалтерия ПРОФ» рассмотрит любые варианты сотрудничества – от разовой консультации до полноценного ведения налогового учёта.

Одна из распространённых ошибок практикующих бухгалтеров – распространение правил налогового учёта только на налог на прибыль, благо он упоминается именно в 25-ой главе НК РФ.

Однако, ведение налогового учёта обязательно для расчёта любых налогов. Так, книга продаж и книга покупок – это тоже регистры налогового учёта для составления декларации по НДС. А для расчёта таких налогов, как НДПИ, где присутствует весьма сложная специфика, налог на игорный бизнес или транспортный налог, лучше всего создать самостоятельные аналитические регистры налогового учёта.

Правильная и эффективная организация налогового учёта – залог отсутствия претензий со стороны налоговых органов. Передайте бухгалтерский и налоговый учет на аутсорсинг в наши руки, и в скором времени Вы сэкономите не только деньги, но и драгоценное время.

В этом вам помогут специалисты компании «Бухгалтерия ПРОФ»!

Цели налогового учёта

Юридическое лицо согласно российскому законодательствую обязано выбрать систему налогообложения и организовать бухгалтерский и налоговый учет. Первый шаг зарегистрированного юрлица – принятие основного документа, Учетной политики.

Цели налогового учета:

  • Сбор достоверных сведений о доходах и расходах организации с целью формирования налоговой базы за отчетный период;
  • Правомерная минимизация налоговой нагрузки и налоговых рисков;
  • Контроль за правильной уплатой налогов в бюджеты разных уровней.

Аутсорсинг – современный способ исключения всех рисков, связанных с неправильной организацией налогового и бухучета ООО или ИП.


Варианты ведения налогового учёта

Существует четыре практические схемы, позволяющие отстроить налоговый учет на предприятии или в организации.

  1. Введение налогового учета как самостоятельного процесса с целью формирования отчетности в налоговый орган и уплаты налогов (обособленно от бухучета). Такой вариант практикуется крупными компаниями, у которых есть необходимость и возможность для выделения под цели налогового учета отдельного специалиста или подразделения.
  2. Ведение налогового учета в обособленном налоговом плане счетов, специально разработанных под эти цели. Для средних предприятий и организаций данный вариант является оптимальным, так как позволяет учесть специфику бизнеса и ввести в практику дополнительные счета налогового учета (применительно к рабочему плану счетов).
  3. Ведение документооборота на основании корректировок данных бухгалтерского учета. Те расхождения, которые были выявлены в документации, оформляются в налоговых регистрах как разница между налоговыми и бухгалтерскими данными.

В качестве отдельного варианта можно рассмотреть совмещенное ведение налогового и бухгалтерского учета в специальной программе (на базе бухучета). Специальные налоговые регистры используются по необходимости, если законом предусмотрено раздельное ведение учета.

Наши специалисты помогут выбрать подходящий вариант и оптимизируют составление налоговой документации.

Налоговая документация

К налоговой документации относят следующие виды документов:

документация главного бухгалтера

  • Налоговая декларация по налогу на прибыль;
  • Расчетные ведомости для налоговой службы, прочие отчетные документы;
  • Книга учета доходов и расходов ИП;
  • Учетные налоговые регистры;
  • Расчет стоимости имущества;
  • Отчет об авансовых взносах;
  • Требования налоговой об уплате налогов и сборов.

В ходе камеральной проверки налоговая служба имеет право запросить любой документ, в том числе первичную документацию, договоры с поставщиками и прочими контрагентами, счета-фактуры и пр.

Ведение налогового учета

Эффективная система налогового учета минимизирует риски финансовых потерь, законодательных нарушений, обеспечивает конкурентные преимущества. Именно поэтому грамотному ведению налогового учета стоит уделить внимание до начала хозяйственной деятельности, выполнения первых приходно-расходных операций.

Ведение налогового учета включает следующие процедуры:

  • Разработка и принятие главного документа юридического лица – Учетной политики;
  • Организация правильного документооборота с контрагентами, тщательная работа с первичной документацией;
  • Создание регистров учета, грамотное отражение проводок в соответствии с планом счетов;
  • Расчет налогооблагаемой базы;
  • Формирование налоговых деклараций;
  • Ведение регистров аналитического учета.

В результате исключаются ошибки в определении налогооблагаемой базы, расчете сумм налогов, не нарушаются сроки и порядок подачи отчетности в контролирующие органы.


Виды налогов

Классификация налогов, обязательных к уплате в бюджеты разных уровней, очень широка. Так, по способам взимания они бывают прямыми и косвенными. К первым относятся налог на прибыль и НДФЛ, ко вторым – НДС, акцизные налоги.

Основной для юридического лица налог – это налог на прибыль организации. Сумма поступлений формирует федеральный бюджет, поэтому налоговая строго отслеживает корректность расчетов, своевременность уплаты налога.

Организации, на балансе которых есть материальные объекты, платят имущественный налог. Он формирует региональный бюджет.

Юрлицо, выплачивающее заработную плату сотрудникам, обязано исчислять и уплачивать НДФЛ – налог на доходы физлиц. Этот вид налога также является одним из основных бюджетообразующих поступлений в казну РФ.

НДС – налог на добавленную стоимость – исчисляется продавцом товаров, выплата его становится обязанностью юрлица, приобретающего товар. Размер налога включается в сумму, уплачиваемую покупателем.

Транспортный налог выплачивают юрлица, на балансе которых есть технические средства передвижения. Налог относится к региональным.


Наши сертификаты, аттестаты

квалификационный аттестат профессионального бухгалтера коммерческой организации Профессиональный аттестат удостоверение - сметное дело в строительстве

главный бухгалтер по международной финансовой отчетности диплом экономиста

сертификат - налоги и налогообложение 2008 сертификат - налоги и налогообложение

телематические услуги связи передача данных СМИ